Опубликовано

Символика вышивки

%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f-pic_5249

Вышивка одежды с давних времен была своеобразным письмом. По символам вышивки одежды прочитывали все о ее владельце — с какого рода, социальный и семейное положение. Символика вышивки на тканях, в частности на одежде, сохраняет, наравне с глубокой архаикой, также и отражение тех процессов, которые происходили в этнической культуре и в украинском обществе на протяжении последних нескольких веков.

Вышивка — один из видов народного декоративного искусства; орнаментальное или сюжетное изображение на ткани, коже, выполненное разными ручными или машинными швами; один из самых распространенных видов ручного труда украинских женщин и, в частности, девушек.

Вышивку выполняют в украинском народном быту прежде всего на предметах одежды, в основном на женских и мужских рубашках. Кроме того, вышивка распространена на предметах домашнего обихода, как покрывала, скатерти, наволочки, полотенца и тому подобное.

Вышивка — это не только искусное творение золотых рук народных умельцев, но и сокровищница верований, обычаев, обрядов, духовных устремлений, интеллекта украинского народа. Многочисленные орнаментальные изображения животных, птиц, растений, деревьев, цветов говорят о том, что наши предки обожествляли их, поэтизировали природу не только в фольклоре, но и в декоративном искусстве.

Например, полотенца с вышитыми изображениями голубей, петухов, лошадей, крестиков и т.д. были своеобразными оберегами, которые защищали человека от злых сил.

Большое значение имела и цветовая символика (красный — любовь, свет, борьба, черный — печаль, несчастье, горе, смерть, зеленый — весна, буйство, обновление, жизнь и т.д.).

Солярные знаки, схематические фигуры Солнца, Берегини, Древа жизни, вышитые на ткани, является еще одним свидетельством глубокого почтения наших предков Солнца, Матери, как мощных, святых, животворных первооснов всего сущего.

Кроме того, вышивание как национальная традиция способствовало формированию у девушек и женщин терпения, чувства красоты. Девушка должна была вышить милому рубашку, платок, свадебные рушники. Вышитая своими руками одежда была одним из главных показателей трудолюбия будущей невесты.

Вышиванием издавна занимались женщины, которые из поколения в поколение передавали типичные, яркие образцы орнамента, цвета, технику вышивания.

Вышивки, передавая характерные признаки местности, отличаются друг от друга орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.

В глубокой древности основные мотивы вышивки отображали элементы символики различных древних культов. В течение многих веков непосредственный конкретный смысл символов на вышивках постепенно терялся, но традиции их использования не исчезали.

По мотивам орнаменты вышивки делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные).

Геометрические (абстрактные) орнаменты характерны для всей славянской мифологии. Они очень просты: кружочки, треугольники, ромбы, зигзаги, линии, кресты (простые и двойные).

С первичным верованиям в потусторонние силы наши предки вышивали примитивные геометрические обозначения: прямая горизонтальная линия — символ земли, волнистая — воды, крест — огня и солнца. Они имели большое значение в жизни каждого человека.

Орнаментика говорила и о статусе человека в обществе. Для крестьянских вышивок присущ квадрат, разделенный на четыре части, с точками и кольцами в каждой из них — это символ засеянного поля или нового хозяйственного двора, ромб с удлиненными сторонами — символ деревянного дома, достатка, а розетка и многогранник — символы солнца.

Мотивы «ромб», «ромб с крючками», «ромб с точкой», «перекрещенный ромб» чрезвычайно распространены не только в украинской вышивке. Ромбический орнамент известен, начиная с неолита, в течение двух десятков тысяч лет. По этнографическим данным, сейчас он во всей своей многогранности встречается у всех народов мира.   Происхождение этого мотива разные исследователи объясняют по-разному, но пока продолжает доминировать точка зрения, согласно которой этот знак относится к символам плодородия, оплодотворения. Чаще всего мотив «ромб с точками» трактуют как засеянное поле, а поскольку этот знак часто встречается на женских статуэтках периода энеолита, его также считают одним из символов оплодотворения. Недаром по этнографическим данным этот мотив часто встречается именно на свадебной женской одежде и на одежде женщин, находящихся в браке первый год — оплодотворения, рождения детей, продолжения рода считалось основным следствием брака, и просьба об этом фиксировалось на рубашке.

«Перекрещенный ромб» относят к древним знаков, символизирующих землю как определенную территорию — поле, участок, собственность. То есть он тоже ассоциировался с полем, землей, которая может дать урожай. В комплексе эти толкования могут привести к выделению знака женского естества, возможно, божества, которое «ведало» процессами жизни, рождением (а возможно, и смертью), возрождением природы весной.

К символам земли относят также изображение квадрата.

Наиболее обобщенным знаком неба считается круг, хотя, как будет видно из дальнейшего материала, само небо могло символизировать различные природные явления, и изображалось именно с помощью этих явлений, то есть чаще всего солярным знаком.

Солярных знаков, символических изображений солнца, а также огня (неотъемлемый солнечный атрибут) у аграрных народов достаточно много — украинский орнаментика в данном случае не является исключением. Это круги, кресты, модификации крестов, свастики, кресты в круге.

В частности, крест в круге может быть как знаком солнца, так и знаком огня (или молнии — «огня небесного»). Но сам по себе крест ближе к условно-антропоморфным изображениям и может быть знаком мужского начала, также наличие мотива «крест» в вышивках могла иметь разную символику: как желание оплодотворения, так и обережную, поскольку огонь и солнце принадлежат к амбивалентным явлениям и считаются достаточно сильными оберегами.

Сегодня на основе простых элементов в народной вышивке широко используются более сложные мотивы, такие как «бараньи рога», «кудри», «кудрявцы», «гребешочки» и др. В орнаменте вышивок встречается мотив «каракули», или «бесконечники», известный еще со времен трипольской культуры, т.е. он появился значительно раньше, чем знаменитый греческий меандр.

Распространенный узор «рожи» (звездочки, розетки) представляет собой переход от геометрического к растительному орнаменту. Иногда он напоминает изображение солнца и солнечных лучей.

В основе растительного орнамента лежит стремление принести в вышивку красоту природы. Даже предельно условные узоры возникли в результате наблюдения реально существующих в природе форм. В украинской вышивке часто используются такие мотивы, как «виноград», «хмель», «дубовые листья», «барвинок» и др. Некоторые из них несут на себе отпечаток древних символических представлений народа. Так, мотив «барвинок» является символом неувядающей жизни, узор «яблочный круг», разделенный на четыре сектора, с вышиванием противоположных частей в одном цвете — символом любви. В современной вышивке встречается и древний символ «дерево жизни», изображенное преимущественно стилизовано в форме листьев и веток. Одним из самых интересных в украинской вышивке есть мотив «витком ветви» — бесконечного стебля, от которого в определенном ритме отходят цветы, листья, гроздья винограда.

Обратимся к мотивам, в орнаментах вышивок на одежде встречаются чаще всего. Древнейшими из них есть мотивы, связанные с вьющимися растениями, в частности «хмель». «Хмелик», «виноград»; мотивы, связанные с хвойными деревьями — «сосенки», «елки»; мотивы, которые происходят от изображения дуба. Эти орнаментальные мотивы мы можем вывести из дохристианских верований и считать их относительно архаичными в вышивках на одежде.

Начнем с орнамента «дубовые листья». Он часто встречается в стилизованном виде в вышивках Киевщины, Волыни, Полтавщины, Восточного Подолья.

Изображение дубовых листьев можно связать с символикой дуба, который был сакральным деревом славянского мира, символом жизни, солнца, вечности бытия, долгой жизни и структуры мироздания ( «мировым деревом»). Такое изображение могло выступать как общее пожелание здоровья, долголетия; а, вышитое на плечевых вставках женской рубашки, оно могло усиливать руки, предоставлять им прочности. Орнамент «дубовые листья» мог служить и оберегом от зла. Кроме того, вполне вероятно, на рубашке, как и на других предметах, которые входили в жизненное пространство человека, могли присутствовать отдельные мифологические сюжеты или фрагменты креативных мифов. В таком случае изображение дубовых листьев могло ассоциироваться с кроной «мирового дерева». Возможно также, что это изображение имело отношение к легендам и мифам о «вместилище души» (вспомним их отражение в волшебных сказках, где речь идет о сундуке на вершине дуба, в котором хранится смерть или сила антигероя), и в таком случае этот орнамент приобретал значение защиты от смерти.

Оберегом можно считать и орнаменты, связанные с хвойными растениями: «сосенки», «елки». Иногда сами изображения ничего общего с хвойными деревьями не имеют, к примеру, мотив «сосенки» больше похож на меандр. Поэтому можно предположить, что в данном случае символика мотива может выводиться из понятия «вечность», «бесконечность» (что является основным значением меандра), а по аналогии с вечнозеленой хвоей сосны могло привести к появлению подобных названий. Кроме того, хвойные деревья издавна являются оберегами от «нечистой силы», что также могло привести использование их в орнаментах вышивки на одежде.

Хмель — древняя священная растение, которое использовали для изготовления ритуальных напитков; в украинском фольклоре он обычно символизирует великолепие, буйство, расцвет, молодость («буйный хмель», «хмель зелененький»). Хмель в вышивках на рубашках часто видим не только на плечевых вставках (полочках), но и на подоле; этот орнамент завершает нижний уровень одежды, таким образом обеспечивая связь человека с землей. Здесь выделяется специфическая символика вообще всех изображений вьющихся растений — они могли брать на себя символику волнистых геометрических орнаментов ( «бесконечности» и т.д.), которые означали связь воды с землей, и меандров, которые в силу своей бесконечности замыкали круг и отделяли пространство человека от окружающего мира. В целом же этот мотив, вышитый в комплексе с другими орнаментами, мог означать смену времен года, молодость или зрелость (в зависимости от отдельных нюансов изображения), пышность, здоровье. У молодых женщин орнамент «хмель» (вместе с геометрическими ромбическими орнаментами), вышитый на рубашке, мог предназначаться для усиления детородных функций (ведь существуют предположения, что вьющиеся растения могли ассоциироваться не только с водой, но и с изображением змеи, которая является символом мужского начала).

Одним из весьма распространенных орнаментов в XIX в. становится мотив «виноград» («виноградная лоза», «орешками виноград» и т.д.), который до сих пор является одним из наиболее часто используемых в вышивках на одежде почти во всех регионах Украины. Причем еще в середине XIX в. этот рисунок был геометрической формы, и лишь в начале XX в. приобрел натурализованные очертания, превратившись в детальные сюжетные изображения виноградных гроздьев или композиции из переплетенной виноградной лозы. Этот мотив, достаточно распространен на правом берегу Днепра, в южных регионах Украины, на Буковине (там считают, что это влияние молдавских традиций). Характерно, что этот орнамент довольно часто используют сейчас для свадебной одежды, что дает нам возможность провести аналогии со свадебными обрядовыми песнями, где виноград ассоциируется с веселой, доброй жизнью.

В вышивках зооморфных (животных) орнаментов изображались: лошадь, заяц, рыба, лягушка; из птиц — петух, сова, голубь, кукушка; из насекомых — муха, бабочка, паук, летучие жуки. Во многих случаях эти зооморфные орнаменты становятся своеобразными, присущими конкретной вышивальщице, изображениями, в которых отражается ее индивидуальное видение узора. Свое воплощение образы перепелок, голубей, павлинов чаще всего находят на рукавах свадебных женских рубашек, где эти птицы подаются только в паре. Владелицей такой рубашки могла быть только замужняя женщина.

В Украине насчитывалось около 100 видов и технических приемов вышивания (гладь, крестик, прокалывание, ползунок, плетение и т.д.). Композиционное решение украинской вышивки отмечается безграничной фантазией, колоритом. И все же преобладает ленточная, букетная и вазонная композиции. Согласно этнографическим особенностям в вышиванках обнаруживают немало региональных различий. В гуцульском орнаменте, например, можно увидеть четкие геометрические формы гор, которые отличаются от равнинного орнамента. Такая разноплановость свидетельствует о воссоздании, прежде всего, природных условий местности в вышивке.

В северных регионах Полесья распространялись прямолинейные геометрические орнаменты, выполненные в красном цвете, на Волыни — двухцветные (красный и синий), на юге Полесья — белыми нитками. Самобытна полтавская вышивка с растительными орнаментами синего, коричневого, белого цветов. Эта ажурная ниточная композиция придает рубашке нежности и оригинальности. При этом украинские вышиванки имеют один общий для всех земель стиль, так что их нетрудно распознать среди вышиванок других народов. Архаичные образцы, обычно одного цвета, известны были и в Полесье, и на Волыни, и Бойковщине. Строго геометрический орнамент распространен на Гуцульщине, Подолье, Полтавщине. Сильно стилизованные растительные мотивы свойственны для Побужья, Волыни, Подолья, Буковины. Более растительного характера, с натуралистической и живописной трактовкой вышиванки Киевщины и особенно Полтавщины. Сетка и вообще ажурные вышиванки известны на Полтавщине, среднем Подолье и Покутье.

Цвета украинской вышиванки известны в ограниченном количестве и гармоничных соединениях. Больше всего используются черный и красный цвет или черный, горячее -красный и теплый желтый. Временами добавляются, в небольшом количестве, зеленый и синий. Редко используют серебряную, золотую и серую нити. Вообще богатство красок увеличивается с севера на юг. Каждая вышивка своей техникой, композицией, мотивами и цветами соответствует своему назначению. Специальные мотивы употреблялись для мужских рубашек, другие — для женских и детских или для людей старшего и младшего возраста. Разносторонность украинского орнамента объясняется еще и экономическим положением областей и принадлежностью представителей других национальных меньшинств. Разные мотивы и цвета для полотенец и скатертей, для вещей будничных, свадебных и траурных.

Но не только узор, но и каждый цвет несет в себе мощную энергетику, символику, и тем самым влияет на владельца вышиванки.

Красный усиливает энергию. Чаще всего он присутствует на свадебных мужских рубашках. Такой жизнерадостный орнамент символизирует любовь, страсть и агрессию. Поскольку он стимулирует все функции, слишком активным людям его не советуют.
Белый — символ любви и невинности.

Желтый — означает радость. Усиливает веселый нрав и открытость человека. Такие оттенки преобладают на Гуцульщине, поскольку именно гуцулы славятся своей искренностью и коммуникабельностью.

Оранжевый размещали в пределах детородного центра. В вышивках встречается нечасто — его больше используют как акцент, который усиливает жизненную энергию.

Вишневый и коричневый в вышивках они не доминируют, но на Полтавщине встречаются как акценты, поскольку там красили нитки дубовой корой.

Голубой, зеленый и розовый символизируют духовный спектр. Эти цвета преобладают на Подолье и Бойковщине и считаются благодатными, способствуют спокойной жизни.
Синий символизирует воду, то есть женское начало. На Киевщине на вышивках преобладают синие и красные цвета.

Фиолетовый — самый благодатный цвет, тонко сочетает мужскую и женскую сущность. Из давних образцов украинской вышивки известно, что именно такие оттенки любили дети и беременные женщины.

Черный — поглощающий. Цвет закрытости, который свидетельствует о том, что человек стремится замкнуться в себе. Вышивальщицы часто трактуют его как цвет земли, хотя чаще всего одежду с черным орнаментом надевали во время поста.

Бесспорно, свое объяснение имеют и другие особенности вышивания мужской и женской одежды.

Символику украинской вышивки понять легко — стоит только глубже задуматься, о чем поется в наших семейно-обрядовых песнях, разыгрывается в наших свадебных обрядах. А если учесть еще и то, что в узорах и цветах вышивки закодированы и регион, и социальное, и семейное положение владельца одежки, то откроется не одна страница нашей древней культуры, которую безусловно следует изучать, наследовать и обогащать.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>